Знакомство с фланкерами: почему версии популярных ароматов становятся успешнее своих предшественников

Знакомство с фланкерами: почему версии популярных ароматов становятся успешнее своих предшественников

Фланкеры, или версии популярных ароматов, превратились сегодня в отдельную отрасль парфюмерной индустрии. Многие относятся к ним предвзято и с раздражением, а зря. Новинки в этом сегменте зачастую становятся успешнее своих предшественников

Когда в своем beauty-новостном инстаграме @maria_taranenko_ elle_russia я выкладываю пост о новой версии какого-нибудь аромата, то шучу в редакции: «Ну, сейчас начнется марш протеста». Речь о потоке возмущенных комментариев, которыми у аромапоклонниц сегодня принято приветствовать фланкеры. И хотя я каждый раз пытаюсь возразить, что главное в композиции не название, а сам запах, поток критики не стихает.

«А вот если бы Толстой написал „Каренина. Продолжение“, „Каренина-2“, „Каренина: воскресение“, это было бы интересно читать?» — спросила меня одна из подписчиц. На что я ей убежденно ответила: «У Толстого — да». И не покривила душой. Ведь в любом виде искусства главное не название или процесс, а результат. Мы же не клеймим позором Моне за его бесконечные мостики-кувшинки. Более того, я стараюсь при любом удобном случае заглянуть в парижскую галерею L’Orangerie, чтобы помедитировать в окружении этих самых бесчисленных кувшинок в овальном зале. Не могу сказать, что точно так же могу отрешиться от мира в окружении 25 версий аромата La Petite Robe Noire, Guerlain, но и их создатели стремились не к этому. Фланкеры нельзя рассматривать как одно целое. Каждый из них самобытен, требует внимания и зачастую не имеет даже общих нот со своим прародителем. Именно в этом специфика современной парфюмерии. Но все-таки зачем нарекать самостоятельные ароматы набившим оскомину именем? Чтобы разобраться, вспомним, с чего все начиналось.

СВЕЖИЙ ВЕТЕР
Первые фланкеры появились давно, но были единичными. Так, почти забытая сейчас марка Guy Laroche в 1977 году выпустила J’Ai Osé Aqua — облегченный вариант оригинального J’Ai Osé, от которого сходили с ума женщины тех лет. К слову, новинка не прижилась — воздушные ароматы тогда были не в чести. А вот в акватические 1990-е годы многие марки вспомнили об этой попытке и сделали ремиксы своих хитов: Un Air de Samsara, Guerlain (1995); Opium Fraicheur D’Orient, Yves Saint Laurent (1998); Ô Oui! Lancôme (1999); Extravagance d’Amarige, Givenchy (1998).

Версии — неотъемлемая примета времени, а также своеобразный двигатель парфюмерного искусства
Знакомство с фланкерами: почему версии популярных ароматов становятся успешнее своих предшественников (фото 4)
Параллельно легкими версиями обзаводились и недавно вышедшие композиции, многие из которых уже стали историей. Другим путем пошел бренд Escada, который в 1993 году придумал и начал «штамповать» яркие летние версии своего основного аромата Escada. Этот прием настолько стимулировал продажи, что подвиг и конкурентов на запуск сезонных парфюмов. А некоторые ароматы, не меняя содержимого, стали облачаться в разные коллекционные флаконы, выпускаемые ограниченными тиражами.

ИНСТИНКТ РАЗМНОЖЕНИЯ
В 2000-е версии стали выпускаться массово. Тогда же раздались первые возмущенные реплики покупательниц, которые вскоре переросли в дружный хор. Фланкеры обвиняли в примитивизме, фальши, поверхностности, а бренды — в стремлении нажиться и, наоборот, нежелании создавать ароматы с новыми названиями и концепциями. Критика справедлива. Маркам действительно намного выгодней выжать максимум из раскрученного названия, чем патентовать новое, рекламироватьи всячески заинтересовывать публику. К тому же версии подогревают интерес и к изначальному аромату. Не понравилась новая интерпретация, пожалуйста, возвращайтесь к классике.

Знакомство с фланкерами: почему версии популярных ароматов становятся успешнее своих предшественников (фото 7)
Только платите и не уходите к конкурентам. В итоге крупные бренды годами не выпускали новых самостоятельных парфюмов. Судите сами, между Chance и Gabrielle прошло 18 лет, во время которых ассортимент Chanel обогащался только версиями. Не считая мужского Bleu и нишевой линии Les Exclusifs de Chanel. У Dior между J’adore и Joy еще больший интервал. В Lancôme промежутки были короче, но последние семь лет марка яростно размножала свой хит 2012 года La Vie Est Belle, выпустив его аж в 20 вариантах, включая коллекционные флаконы за тысячу долларов. И это далеко не рекорд. Так, классический Angel, Mugler, претерпел 51 интерпретацию, а упомянутое La Petite Robe Noire, Guerlain, — 27.

МОЛОДАЯ КРОВЬ
Тем не менее нельзя не признать, что версии — неотъемлемая примета времени и своеобразный двигатель парфюмерного искусства. Они помогают расширить или омолодить аудиторию коммерческого запаха, развить свой ольфактивный кругозор, а порой дают вторую жизнь старому творению. Прекрасный пример — классический Opium, YSL Beauté, и его сын или даже внук Black Opium. Обращенный к юной аудитории, заживший отдельной жизнью, он презрел возрастные рамки, став любимцем тинейджеров, их мам и даже бабушек. Теперь у самого Black Opium версий едва ли не больше, чем у классического запаха. Даже появились сменные кожаные курточки-чехлы. Похожая история и с ароматом Poison Girl, Dior. По сути, это фланкер Poison. Но с абсолютно другой концепцией, идеей, подачей и аудиторией. Первой же успешной «инъекцией молодости» стал в 2001 году аромат Coco Mademoiselle, Chanel, — молодежная интерпретация аромата Coco Chanel, о котором многие уже и не помнят. А прошлогодняя сенсация L’Interdit, Givenchy?! Ведь это возрождение одноименного бестселлера 1950-х годов. Хотя по звучанию между этими композициями нет ничего общего.

СВОЙ ПУТЬ
Фланкеры прекратили быть просто новой интерпретацией существующих композиций. Они обычно имеют мало общего со своим предшественником. И этим притягивают внимание. Зачастую это вообще самостоятельный аромат, созданный другим парфюмером почти без отсылок к первоначальной композиции. Как, например, новый Kenzo World Power, составленный молодым парфюмером Жеромом Ди Марино, а не Франсисом Кюркджяном, как остальные версии. Этот парфюм в отличие от предшественников не содержит ни единой цветочной ноты, делая ставку на кипарис, морскую соль и бобы тонка. Интересно будет проследить за его судьбой.

Сегодня производители экспериментируют и с форматом подачи. Например, создают «интровертные» ароматы, отвечающие тренду new softies
Ведь пути фланкеров неисповедимы. И бывает, что незначительная сезонная новинка сверкнет так, что ее заметят и критики, и ценители. Тем более что теперь большинство версий отражают самые яркие парфюмерные тенденции. Например, этой весной в моду ворвался пион. И что мы получили? Его соло в Dolce Peony, Dolce & Gabbana; дуэт с розой в La Vie Est Belle En Rose, Lancôme, и трио с лимоном и ­бутонами черной смородины в туалетной воде Women, Calvin Klein.

ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ
Сегодня производители экспериментируют не только с самими композициями и флаконами, но и с форматом подачи. Вместо очередных версий выпускают дымки, мисты для волос и body-спреи успешных ароматов. Это отражение тренда, который американские критики окрестили new softies. Дословно softies переводится как слабохарактерный, но правильнее будет назвать такие новинки интровертными. Они деликатны, нежны, интимны, не обладают сногсшибательным шлейфом, а создают некий личный кокон для своей обладательницы. Дымки для волос, одеколоны, мисты для тела — с ними вы не вторг­нетесь в чужое пространство и будете чувствовать комфорт в своем. Логичное продолжение темы феминизма, отрицающей открытытй аромасоблазн. Да и тем, кто уютней всего себя чувствует в капюшоне и наушниках, нужен минимальный ольфактивный контакт с внешним миром.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА
Фланкеры стали настолько привычным делом, что по закону жанра любой коммерческий запуск просто обязан ежегодно обогащаться той или иной версий. Не выпустить ее — значит автоматически признать провал новинки. Поэтому можно ­уверенно ждать следующей осенью, если не раньше, версии врывающихся сегодня на парфюмерный танцпол запусков Libre, YSL Beauté, и Idôle, Lancôme. Я не знаю, какими они будут, «цветочными», «легкими», «замороженными», «интенсивными» или «пудровыми». Но что будут — это точно!

Потом могут появиться лимити­рованные праздничные, летние или, ­наоборот, зимние издания, ­коллекционные ­флаконы и т. д. Не ­стоит морщить нос. Нужно обя­зательно знакомиться с ­версиями, даже если вам не ­понравился ­первоначальный парфюм. Вариация ­может иметь с ним мало общего и ­пленить вас, если не на всю жизнь, то на весь сезон. Что при нынешних темпах развития индустрии серьезный срок.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>